Соболев Кирилл (kir_bor) wrote,
Соболев Кирилл
kir_bor

Categories:

Сталинизм и массовая несвобода. Гуманистический подход к пониманию индустриализации в СССР. Часть 2.

Оригинал взят у pavelkapustin в Сталинизм и массовая несвобода. Гуманистический подход к пониманию индустриализации в СССР. Часть 2.


Вопрос о сути сталинизма — это вопрос о месте человека в социалистическом способе производства.
Понимаете? Чтобы возник новый тип экономического базиса (социализм) всегда необходимо было найти новый способ соединения человека с орудиями труда. Т.е. всегда нужно было нащупать определенную гармонию производственных отношений и идеологической (религиозной/культурной) надстройки.

Например, чтобы возник феодализм необходимо христианство (в западном варианте) и оброчная система отношений, тогда вчерашний раб эффективно соединится с новыми средствами производства. Тоже и с капитализмом – необходимо предоставить вчерашнему крестьянину право свободно продавать свою рабочую силу на рынке и индивидуалистическую, светскую культуру («культуру потребления» на позднем этапе развития фармации). При соблюдении этих условий железный конь капитализма будет резво скакать, изрыгая пар из ноздрей.

А как соединяется человек и техносфера в социалистическом способе производства, когда средства производства принадлежат всему обществу? Каково место и цель человека в социалистическом, в нашем случае сталиском обществе?      

Поиск ответов на эти вопросы важен сегодня, так как  кризисы глобального рынка заставляют нас, отбросив в сторону идеологические клеше, обращаться к истории отечественного опыта некапиталистического развития и внимательно анализировать с гуманистической точки зрения, ошибки и достижения, сталинской индустриализации.

Рассмотрим существовали элементы гуманизации социально-экономических отношений в самое трудное для нашей страны время. Для того чтобы освободить человека от гнетущего (отчужденного) труда нужно обеспечить первоначальные технологические, социальные и культурные условия. Т.е. необходимо обеспечить гуманистический вектор развития производства. Прежде всего это организация повышения производительности труда (таблица 2), сокращение рабочего дня (таблица 3), повышения материального благополучия трудящихся (таблица 5), повышения их культурного и образовательного уровня.



Таблица 3 Уровень производительности труда в промышленности СССР в % к уровню производительности труда в промышленности США и Германии, принятых за 100


Таблица 4 СССР страна самого короткого рабочего дня



Таблица 5 Заработная плата в СССР

Начиная с конца 20-х годов в СССР работает более 50 НИИ разрабатывающих основы научной организации труда (НОТ). В основу этих разработок легли работы психо-физиолога В.М. Бехтерева и психолога В.Н. Мясищева. Исследование проблем человеческих способностей и отношений породили науку «Эргонологию», которая в последствии получит развитие как «Эргономика».

В.М. Бехтерев выделял три основных задачи «Эргонологии»: 1) повышение производительности труда; 2) сохранения здоровья; 3) развитие личности трудящихся. Главным принципом, обеспечивающим решение этих задач считалось приспособление условий производства к возможностям человеческого организма для ускорения адаптации к технологии производства и социально-психологическим условиям труда.  

К основным законам социалистической организации труда и зарплаты, относились:

1.    ускоренное движение социальных лифтов, без оглядки на происхождение т.е. наследуемые возможности талантливых работников;
2.    закон распределения продуктов по труду, в зависимости от количества и качества труда, затрачиваемого рабочими на государственных предприятиях или крестьянами в колхозах;
3.    как следствие — равная плата за равный, труд, в понятие которого входит время и качество труда;
4.    механизация и электрификация труда в производстве, наряду с ростом профессионализма рабочего класса и повышением его культурно-технического уровня;
5.    социалистическое соревнование, поощряемое системой премирования за лучшие показатели выполнения и перевыполнения планов.[1]
Кратко, перечисленные принципы можно охарактеризовать как меритократию (от лат. букв. «власть качеств») — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
Организация производства и повышение производительности труда являются важной частью советской гуманизации общественных отношений, однако её ядром является система образования. Достижения в этой сфере общепризнано считаются очень высокими.

И неслучайно В.И. Ленин неоднократно развивал мысль о том что «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», т.е. пролетариат является приемником классической культуры, его задача овладеть ею и на ее основе построить новую пролетарскую культуру.   Но, наверное, точнее всех мечту большевиков выразил создатель теории систем А.А Богданов.


Ему принадлежит подлинно марксистская идея, о том, что пролетариат станет тогда свободным, когда вооружится системным знанием, о всех процессах и явлениях природы и общества, только тогда эксплуатация будет невозможна. Прообразом науки собирающей знания в единое целое стала «Тектология», послужившая в дальнейшем основой кибернетики. Оригинальное предложение Богданова заключается в объединении всех человеческих, биологических и физических наук, рассматривая их как системы взаимоотношений, и поиска организационных принципов, лежащих в основе всех типов систем.
Помимо попытки придачи школьникам целостного, системного знания, определяющей чертой советского образования является наличие гуманистической аксиологии.

 Необходимо также отметить что советская антропология, щедро черпала «этическую матрицу» всесторонне развитого строителя коммунизма из философии русской религиозной мысли.  К примеру, лежащие в основах педагогики учение о доминанте академика А.А. Ухтомского утверждает (подробно цитируя святоотеческую традицию и писание), Любовь, как руководящий принцип познания и приближения истине.


Любовь он называет аристотелевской «энтелехией» т.е. вместилищем цели и конечного результата. Он восклицает: «Нет у нас другого, более верного пути, кроме подлинной любви к бытию вообще и к бытию данного предмета, процесса или лица!»  Из этой максимы вытекает 4 доминанты: 1) Поисковая доминанта, поиск смысла (истины); 2) Доминанта творчества (а не потребление); 3) Доминанта на другое лицо (а не на себя). 4) Физиологическая полезность самодисциплины поступков и мыслей, так как каждый момент настоящего связан с грядущим (хронотоп).

Таким образом, мы имеем дело с богатейшей аксиологической системой наделенной контемпоральным содержанием, основанной на сложном синтезе физиологии, религиозной мысли и материалистической философии.

Кроме того, крупнейший вклад в советскую антропологию привнесла школа советской психологии разрабатывающая теорию деятельности, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. При этом "методологическим каркасом" концептуальной системы ученых, ее системообразу­ющим фактором, является идея целостности человека и его развития, исследования по проблемам онтопсихологии, психологии развития, чувственного отражения.

Достижение СССР в построение материально образовательной являются такой ценностью мировой культуры как перечисленные фундаментальные открытия в области физиологии и психологии которые легли в основу советской и мировой педагогики. Особого восхищения заслуживает та «ярость» с которой отстраивали ВУЗы в годы Великой Отечественной Войны (Таблица 5).

Таблица 5 Количество высших и средние специальные учебные заведения (на начало учебного года)





Неотъемлемой чертой советской гуманизации социально-экономических отношений является русский космизм мечта о космосе как о общем доме всего человечества. Виднейшими космистами являлись Н.Ф. Федоров с идеей «общего дела» так повлиявшая на К. Э. Циолковсковского, а также В. И. Вернадский, А.Х. Ефремов, К.С. Петров-Водкин и многие другие выдающиеся ученые писатели, художники, другие представители интеллигенции. 


Подводя итого мы с уверенностью можем сказать о гуманистическом преодолении массовой несвободы в сталинском СССР. Этот ответ достигался путем глубочайших научных изысканий и трудового подвига советских людей. Основными чертами этого гуманистического ответа на вызов индустриализации стали: 1) научная организация труда и повышение производительности на этой основе с одновременным увеличением материального благосостояния трудящихся; 2) меритократический способ отбора элит; 3) построение системы воспитания и образования на основе традиционных ценностей и фундаментальных открытий внедренных в образования; 4) русский космизм – дух мечты о космосе.  




[1] Труд и заработная плата в СССР в Великую Отечественную http://protown.ru/information/hide/6175.html

Tags: СССР, Сталин, гуманизм, коммунизм
Subscribe
promo kir_bor december 12, 2016 22:38 1
Buy for 120 tokens
Движение «Суть Времени» запустило собственное информационное агентство «Красная Весна» - http://rossaprimavera.ru 24 октября 2012 года вышел первый выпуск еженедельной газеты «Суть времени» . Газета является первым и основным общефедеральным…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments