?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Хочу изложить свое впечатление о недавно просмотренном мною фильме режиссера Всеволода Пудовкина «Мать». Сюжет этой киноленты, вышедшей на экраны в 1926 году, заимствован из романа "Мать (роман Горького).

Пудовкин вместе с сценаристом Натаном Зархи переосмыслил произведение Горького и удивительным образом создал из повествовательного романа драматическое произведение. Кинолента завоевала большой международный успех и сейчас остается признанным шедевром отечественного и мирового кино.



Отмечу, что фильме зритель видит душевный надлом героини и мучительный поиск истины, и только после этого выбор пути революционной борьбы.

Все действие фильма разворачивается фактически вокруг семьи. Сын-революционер Павел Власов сталкивается с отцом – пьяницей и дебоширом, которого нанимают, чтобы разогнать революционеров. Мать Павла, невольно предает своего сына и осознав произошедшее становится на путь сопротивления угнетению и несправедливости.

Фильм смотрится как говорится на одном дыхании, плотность событий большая. Тут надо отдать должное высочайшей технике монтажа Пудовкина, который буквально «спрессовывает» время и держит зрителя в постоянном напряжении.

Собственно, действие кинопроизведения начинается со сцены семейной ссоры Власовых. Конфликт отца и сына продолжается и за пределами дома. На фабрике сталкиваются сын-революционер Павел Власов и его отец, участвующий в разгоне агитаторов-революционеров. В одной из драк, преследовавший агитаторов отец Павла погибает.


Павел Власов прячет у себя дома запрещенные листовки и оружие. В процессе обыска дома, мать Павла - Ниловна, выдает жандармам оружие, поскольку за это ей обещали не трогать сына. Однако сына заключают под стражу, недолгий суд. Судьи, которые грезят лихими скакунами, но никак не правосудием, без промедления приговаривают Павла к каторге. Ниловна понимает, что ее жестоко обманули и это становится решающим факторов – она выбирает путь революционной борьбы.



В тюрьме Павел готовится к побегу, который должен состояться во время Первомайской демонстрации. Вместе с многими заключенными Павлу удается сбежать и присоединиться к митингующей толпе и встретить свою мать. Но радость встречи матери и сына была недолгой. Власти высылают на разгон демонстрации отряд конной полиции, которая расстреливает демонстрантов. Павел погибает, а Ниловна, поняв, что потеряла сына, поднимает красный стяг и гордо идет навстречу жандармам. Мать также погибает.



Гениальность Пудовкина проявилась в том, что он с помощью дополнительных образов и метафор, вклеенных в повествование киноленты, максимально точно характеризует главных и второстепенных героев, общую атмосферу той или иной сцены. Так, фильм начинается демонстрацией облачного неба - они как поэтическая заставка. Далее следует указание на действительность -  едва освещенная фонарями плотная и тоскливая ночь рабочей слободы. Крупные планы, выпивающих в кабаке, страшные, уродливые непонятные фигуры, типичные городовые, жандармы, судьи – все это создает гнетущую обстановку предреволюционной действительности…



Вперемежку этими гнетущими кадрами снова возникают облака, как символ грядущего освобождения. Таким образом пейзаж в фильме подчинен логике поэтического чувства и раскрывает структуру событий.

Тут отдельно стоит отметить, что в эпизод с расстрелом демонстрации и гибелью главных героев удивительным образом вплетены кадры речного ледохода, символизирующие наступление весны, и одновременно неудержимого движения к свободе.

И потому, несмотря на трагический финал и смерть героев у зрителя остается ощущение неумолимого грядущего… Красная Весна наступит, в этом нет никаких сомнений…

В фильме путь матери показан как путь многих принявших и участвовавших в революции - через острое недовольство жизнью, через унижение, через поруганную справедливость. В этом смысле Ниловна символизирует весь русский народ, униженный, но несломленный и жаждущий справедливости…





Comments

( 7 comments — Leave a comment )
sovsemveteran
Mar. 10th, 2017 06:48 pm (UTC)
У Горького, значит, "повествовательный" роман? А Пудовкин вместе с сценаристом Натаном Зархи переосмыслили писанину Пешкова и создали шедевр? Должен Вам заметить, что Пудовкин с Захри пигмеи рядом с Горьким, при всех достоинствах их картины. А Вы, "удивительным образом", переставили акценты.
kir_bor
Mar. 10th, 2017 07:01 pm (UTC)
Передергиваете... При чем тут Горький? Какие акценты я переставил? и Где вы прочитали, что я сравниваю Горького и Пудовкина? Пудовкин снял фильм по мотивам романа и не скрывал этого - все в титрах написано... Если написать толкового ничего не можете, так и не пишите...
sovsemveteran
Mar. 10th, 2017 07:10 pm (UTC)
Вы Горького читали? "Повествовательный роман" когда-то в школе проходили. Я не считаю его вершиной творчества Горького. Но так, походя, характеризовать первоисточник, по моему, нельзя. Даже, а вернее - тем более, если вы в полном восторге от фильма. Кстати о Горькьм. Недавно прочитал его записки о Толстом - очень познавательно! Рекомендую. http://www.maximgorkiy.narod.ru/tolstoy.htm
kir_bor
Mar. 10th, 2017 07:41 pm (UTC)
Спасибо за рекомендации, но вы опять не в тему... Я не обсуждаю сам роман "Мать" тем более, что он значительно отличается от фильма, я пишу о впечатлениях от фильма... "Повествовательный" тут употреблено с целью указать на драматизм и остроту фильма.
А если хотите продолжать критиковать одно слово из всей статьи, то я приведу цитату, как сам Горький отзывался о своем произведении.

«Мать» я написал в Америке летом 6-го года, не имея материала, «по памяти», отчего и вышло плохо».

«Мать» — книга действительно плохая, написана «в состоянии запальчивости и раздражения», с намерениями агитационными, после 906 года. Полагаю, что своей цели она — в некоторой степени — все-таки достигла, что, однако, не делает ее лучше, чем она есть».


«Я думаю, что моя книга мне не удалась. Она хаотична, лишена внутренней гармонии, сделана с очевидной небрежностью и без должного уважения к стилю. Если бы мне пришлось писать критику на Горького, она была бы наиболее злой и наиболее беспощадной»;

«Мать» — вещь неудачная, не только внешне, потому что длинно, скучно и небрежно написана, но, главное — она недостаточно демократична…»; «Чем дальше, тем более «Мать» не нравится мне».

Горький М. Полн. собр. соч. в 25-ти т., т. 8. М., 1970, с. 476 — 484.

Если сам Горький считает свой роман неудачным, длинным, скучным и хаотичным, то применение определения "Повествовательный" для образного выделения драматизма киноленты считаю вполне уместным.
sovsemveteran
Mar. 10th, 2017 07:47 pm (UTC)
Ладно. Убедили. Повод-то ничтожный.
livf
Mar. 10th, 2017 09:45 pm (UTC)
>в романе Горького мать изначально сознательная революционерка

Простите великодушно, но вы, видимо, или не читали романа или подзабыли.
as_romanoff
Mar. 11th, 2017 04:43 am (UTC)
а кто читал собственно само произведение "мать"?
это самое антисоветское произведение горького.
почему? а вы почитайте, посчитайте сколько рублей
в месяц получал главный герой, кстати, на эти деньги
он снимал 2к халупу, содержал мать, еще и на пьянку
оставалось ...
а потом погуглите сколько в это же время получал инженер
на этом же заводе и сравните.
тяжелая была работа у главного героя, а когда было рабочим легко?
в ссср? хотите сказать, что в ссср просто так платили деньги?
( 7 comments — Leave a comment )
kir_bor
Соболев Кирилл
May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com