?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кагарлицкий vs Фукуяма


Гелий Коржев "Диспут"

Продолжим разбор интервью Бориса Юльевича Кагарлицкого Агентству Политических Новостей, данное им в 2008 году. Вот что Кагарлицкий говорил тогда о Френсисе Фукуяме, известного своей статьей «Конец истории?»:

«По сравнению с 1990-ми годами положение дел изменилось радикальным образом

и на идеологическом, и на политическом уровне. Над Фрэнсисом Фукуямой с его «Концом истории» уже даже не смеются, а просто забыли».

Заявление достаточно самонадеянное. Но Борис Юльевич добавляет:

«Поскольку история, как назло, продолжилась, и сопротивление либеральному проекту только нарастает с течением времени, то наступил конец Фукуямы».

Что имел в виду тогда, в далеком теперь уже 2008 году идеолог Левого фронта заявляя о конце Фукуямы и о продолжении Истории?

Имелось в виду, конечно же, антиглобалистское движение, к которому Кагарлицкий всячески был причастен и на которое он делал ставку. Антиглобализм еще называют альтермондиализмом, так как само это левое движение носило достаточно глобальный характер, и было странно в этом случае бороться против глобализма вообще. Бороться предлагалось против глобализма финансового капитала, транснациональных компаний и т.д.

Да, действительно со средины 90-х до средины 2000-х альтермондиализм был очень даже в тренде. Именно на его волне избрался в 2003 году теперь уже бывший президент Бразилии Лула да Силва. Левый поворот в Латинской Америке тогда действительно оказался достаточно сильным. Но что от него сегодня осталось? Используя весь арсенал подручных средств, США таки вернули основные латиноамериканские страны в свое стойло. Весь же протестный потенциал альтермондиалистского движения в развитых странах достаточно быстро выдохся, показав свою полную политическую несостоятельность.

Сегодня основными противниками глобализма выступают правые консервативные силы, не имеющие никакого отношения к тому, о чем говорил Кагарлицкий. Более того, сегодня часть сторонников антиглобалистского движения протестуют против Трампа, поддерживая тем самым собственно глобалистскую линию Клинтон. Антиглобалисты выступают, таким образом, в защиту глобалистов! Такова ирония судьбы.

Констатируя всё это с прискорбием, нужно посмотреть правде в глаза и сказать, что альтермондиалистское движение оказалось не просто слито, но и оказалось практически полностью инструментализировано мировым капиталом в свою пользу. И понятно, что на данный момент, ни о каком продолжении Истории говорить не приходится. И пока Фукуяма торжествует.

Нам же нужно понимать, что конец Истории по Фукуяме – это конец творческого развития человечества, и конец человека как такового. А значит продолжение Истории – это, прежде всего, развитие человека. За это и будем бороться.


Оригинал взят у albor_78




promo kir_bor december 12, 2016 22:38 1
Buy for 120 tokens
Движение «Суть Времени» запустило собственное информационное агентство «Красная Весна» - http://rossaprimavera.ru 24 октября 2012 года вышел первый выпуск еженедельной газеты «Суть времени» . Газета является первым и основным общефедеральным…

Comments

kir_bor
Feb. 7th, 2017 10:52 am (UTC)
Действительно, вы не так все понимаете! История для нас - это постоянное усложнение форм. В отношении Человека - это его совершенствование, развитие его творческих способностей. В этом смысле конец Истории - это окончание проекта Человек, это утверждение его неизменяемости и невозможности творчески развиваться. Такое "застывшее" общество фактически и имел ввиду Фукуяма, ему он присягал.

Edited at 2017-02-07 10:53 am (UTC)
kyrych
Feb. 7th, 2017 11:30 am (UTC)
Примерно так я и думал, просто не могу "взять в толк", зачем вы уже известные понятия называете другими словами, например если развитие общественных отношений вы называете историей, то как вы называете историю? В общем буду благодарен, если расскажите в чём цель подобного переименования?

И "утверждение его неизменяемости и невозможности творчески развиваться" - именно что утверждение, то есть идеалистически выведенный тезис. Фукуяма исходил в своих рассуждения из утверждения о том, что либеральная демократия - верх развития человечество, абсолютная идея вернувшаяся в себя. Естественно исходя из неверного, в данном случае чисто идеалистического суждения невозможно раскрыть реальные законы развития общества, потому обсуждаемое понятие в смысле, которое вкладывал в него Фукуяма - бессодержательно.

Я к тому, что обсуждая "конец истории" в смысле Фукуямы мы обсуждаем просто пустой звук, недоказанное высказывание. Поэтому основная суть моего вопроса: "Каково содержание понятия "конец истории", которое мы обсуждаем?"
kir_bor
Соболев Кирилл
May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Интересное...

Powered by LiveJournal.com