?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шнуровский оживляж

Оживляж

В Кремле, в главном концертном зале страны, прошло на прошлой неделе награждение российских деятелей эстрады наградами Национальной музыкальной премии.

Пышная церемония прошла 8 декабря. Триумфатором церемонии стала группа «Ленинград», награды которой присуждены в трех номинациях: «Лучшая рок-группа», «Лучшая песня», «Лучшее музыкальное видео».

Лучшей песней года жюри Национальной музыкальной премии (sic!) признало композицию «В Питере пить».





Давайте просто вчитаемся в текст шедевра года.

«...В Ростове шикарные плюхи, (то есть, лепешки гашиша)
Размером с большую печать,
В Москве оху*тельно нюхать, (нюхать, понятно, кокаин)
В Челябинске лучше торчать. (дышать клеем, видимо, или бензином, уж не знаю)
А в Питере — пить!..»

Лучшее музыкальное видео — «Экспонат». Сюжет описывать не буду, по большому счету речь идет о продажной любви.

Сразу скажу, что я — не г-н Энтео и не г-н Милонов, которых я лично считаю в каком-то смысле аватарами Pussy Riot, обитающими так же, как и PR, за границами нормальности, только с противоположной стороны.

Первое. Сам феномен популяризации г-на Шнурова достоин отдельной статьи. Если говорить коротко, то причина его раскрутки — смерть отечественного рока и поп-музыки, умноженные на скуку потребительского общества.

Рок и поп больше не греют. Рок ожирел и опопсел, попса ожирела и приобрела все черты профнепригодности. Энергии с этих музыкальных сегментов — ноль на массу. Зритель скучает и ковыряет в зубах, переключая каналы. И тут приходит король подворотни, хулиган и матерщинник Шнур, и табуированную лексику кладет на мощные гитарные риффы. Эдакий «плевок в морду общественной скуке».
        Замеряли разность потенциалов... Есть энергия. Обыватель перестал переключать каналы, и обалдело пялится в экран: "А шо, уже и так можно?!" Ага! Работает! Давайте срочно больше мата и мощнее риффы. Даешь оживляж!

Второе. Общество, культурная рамка которого задается господами, подобными С.Шнурову (поющими, конечно, на языке подворотни, грязи) — оно ведь обречено упрощаться и гнить. Если песня года воссоздает карту России, как карту своеобразного «кайфового самоубийства», то можно ли осуждать организаторов групп самоубийств ВКонтакте?

Третье. Есть китч, есть гламур, есть классическая культура. В каком-то смысле, китч — это осадок, подонки, гламур — это тщеславная пена сверху, а здоровое тело классической культуры — посередине.
       В том же СССР (ну куда без сравнения) музыкальные подонки безжалостно отсекались от любой раскрутки, гламур, как самодовольное ничтожное явление тоже практически отсутствовал. Даже эстрада — всегда тянулась к лучшим образцам классического искусства — ттот же Магомаев, ранняя Пугачева и другие.

Что мы видим сегодня на сцене в кремлевском зале? Гигантский слой подонков, музыкального осадка — снизу. Толстенный слой гламура — сверху. И посередине — зачем? — Мацуев, Нетребко. Как мне кажется, основная задача тех, кто сие шоу компоновал-простраивал, заключалась в том, чтобы за счет присутствия рудиментов классики, и добивая эти рудименты, осуществить некий «переворот».

Место классики должен занять удивительный Тянитолкай, или даже Кентавр, с головой какого-нибудь Киркорова и задницей Шнурова. Классика же должна вдохнуть в этого урода жизнь, и почить в бозе. Как говорится, если даже в бочку варенья положить ложку дерьма — получится бочка дерьма. Здесь же концентрация обратная.

Так зачем же конструируют подобные шоу-перевертыши? Я даже не против ни гр. Ленинград, ни самого Шнурова, но ведь не в Кремле и не в роли номинанта-автора Песни года.

Язык помойки возводится в ранг шедевра? Завтра эта помойка придет и в оперу, и в Большой театр. Мало там Волочковой? Ну какой-нибудь новый кентавр-Басков придет и завоет матерщину.

И ведь понятно, к чему адресует такая вот карнавальщина. Она адресует к примитиву.
И ведь понятно, какой процесс легитимирует эта карнавальщина. Процесс регресса общества, разложения более сложных укладов, структур - на более простые. И ведь понятно, к чему это все приведет. К замещению более сложных, но разлагающихся русских, советских культурных кодов - сложными кодами иной природы.

А ведь культурные коды народа — есть его основной стержень, если хотите - его ДНК, основной механизм воспроизводства собственной идентичности.

Значит цель — именно слом русско-советской идентичности, и замена ее впоследствии на какую-то иную. Либо (что вероятнее) никакой замены идентичности не произойдет, а произойдет окончательный распыл народа как народа. Окончательное превращение народа в т.н. «ордерное население», с которым делать можно что угодно, как с пластилином. Потому что самовоспроизводство идентичности будет уничтожено, вот почему.

Видя, чего творится в сфере культуры и образования, с огромной долей пессимизма слушаешь речи о «месячниках патриотизма» и прочее официальное.

Уж слижком очевидно расхождение сути говоримого и сути делаемого. Нельзя одновременно говорить о патриотизме и высокой культуре, и вешать памятные доски Маннергеймам, а также слушать Шнура в Кремле. Это все вещи несовместные.

Нельзя говорить о поддержке традиционной семьи, а на деле поддерживать «контрактное родительство», которое и не родительство вовсе, а фостерный суррогат. В общем, вот такие мысли вдогонку церемонии награждения лауреатов Российской Национальной музыкальной премии.


Оригинал взят у antiseptic