?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Семин Константин Викторович – журналист и телеведущий. Получил известность в российском левом движении, как ведущий программы «Агитпроп», выходящей на канале «Россия-24». Запомнился он благодаря тому, что последовательно и открыто озвучивает просоветскую позицию, что для нашего телевидения совершенно не типично.

Если бы меня спросили неделю назад про Семина, ничего плохого про него я бы не сказал. Молодой, уверенный в себе, харизматичный, уважает советское прошлое. Для телеведущего этого вполне достаточно. До прошлой недели я не видел со стороны Семина попыток навязывать слушателям собственное понимание коммунистической теории. Может они и были, не могу этого точно сказать, потому что не слежу за каждой его передачей. Хоть Семин и говорит правильные вещи, но их многие говорят.

19 ноября в сети появилась запись передачи «Политкафе Сёмин», в которой Константин отвечает на вопросы левой молодежи. Один из вопросов, заданных Семину, касался союзников левого движению и тех, с кем нужно размежеваться. Приведу этот фрагмент с небольшими сокращениями – что, по сути, ответил Семин.





Семин: «...В чем я абсолютно уверен, размежевываться нужно с теми, кто левые идеи замешивает на мракобесии. Замешивает на какой-то мистической и потусторонней ерунде. С теми, кто рисует квадраты, прямоугольники, стрелки и пытается внедрить в довольно простую, опять же, «картофельную» элементарно усваиваемую теорию... Иначе, если бы она не была простой, в 1918-м и 1921-м она не победила бы. А ведь победила именно агитация и пропаганда в первую очередь. Не сила оружия, даже не сила духа, а агитация и убеждение.

Кто пытается разбавить это потусторонней мистикой, при этом замалчивая самую главную и самую сложную лексическую конструкцию: общественная форма собственности на средства производства (первое). Второе: государственное планирование. «Вся власть советам» - тоже неплохо, конечно, но если это власть советов без другого экономического уклада, без другого порядка организации экономики, то это к левому движению никакого отношения не имеет. Вот это – самый главный, мне кажется, принцип…

Левая повестка вся упирается в экономику...»




Не знаю, где Семин нашел «замешивание левых идей на потусторонней мистике и мракобесии». То ли это выпад в адрес представителей КОБа с их странными методичками, в которых авторы охаивают Маркса и пытаются учить «настоящему коммунизму» (Сталин у них при этом водителсьствуем Богом). То ли это шпилька в адрес Проханова с его иконой «Богоматерь Державная» и предложением причислить Сталина к лику святых. То ли это наезд в адрес Кургиняна с его идеей красно-православного синтеза. За работами Кургиняна я слежу, никакого мистицизма в них не видел. Кургинян не раз подчеркивал, что он – человек светский. Но «Суть времени» часто ссылается на теологию освобождения в Латинской Америке, как пример, показывающий, что христианская вера и коммунистические убеждения совместимы.

Впрочем, на мой взгляд, в приведенном мной отрывке важно не то, что Семин наезжает на мистицизм, а то, что одновременно с этим он объявляет войну сложности. Коммунистическая идея с точки зрения Семина проста, как пареный картофель. Вся повестка коммунистов 21 века сводится только к экономике, а самый важный вопрос – это собственность на средства производства. Поздравляю, товарищи, в полку упрощенцев прибыло.

Это напомнило мне анекдот про студента, который излагает профессору свою научную работу. "Профессор: - В вашей работе я нашел много нового и много верного. Но вот беда, все, что вы говорите верного - не ново, а все, что вы говорите нового - неверно. "

Тоже можно сказать и про Семина, который набрал популярность за счет того, что говорил правильные, хоть и не новые вещи. А теперь он заработанную популярность употребил на то, чтобы внушить левой молодежи абсолютно неверные представления.

О том, как Маркс понимал коммунизм, и какую роль он придавал экономике, я уже рассказывал в статье «О коммунизме и примитивизме – 2». То, что это теория Маркса вовсе не простая, и что она не сводится только лишь к экономике может убедиться каждый. Для этого достаточно прочесть «Философские рукописи» Маркса. Я считаю, это принципиальный вопрос, с которым любому коммунисту нужно разобраться, чтобы не становиться жертвами обмана «теоретиками» вроде Семина, Юлина и т.п.

Но давайте я также раскрою суть манипуляции Семина. Он пытается доказать, что коммунизм прост якобы потому, что пропаганда большевиков была простой и понятной народу. Семин лукавит. Разумеется, агитация большевиков была понятной для простых людей. Но только Семин выводит из рассмотрения самый важный фактор, без которого никакая агитация и пропаганда не имела бы успеха – большевиков.

Большевистские агитаторы и пропагандисты сыграли огромную роль в 1918 году. Это они в решающий момент смогли переломить ситуацию в Красной армии, превратить ее из «киселя» в могучую силу, давшую отпор белым и интервентам. Но большевистские пропагандисты не были случайными людьми. Неправда, что любой человек может заучить несколько простых лозунгов, и получится агитатор. Ничего подобного. Большевики направили в Красную армию проверенный в деле партийный актив – людей, имеющих за плечами огромный опыт агитационной работы, прекрасно подкованных в теории. Большевистские агитаторы не потому были убедительны, что теория проста, а потому, что они освоили сложную теорию на таком уровне, что умели излагать ее простым языком.

Константин Семин ссылается на Ленина и его работу «Материализм и эмпириокритицизм» (работу, по словам Семина, сложную, хотя до этого он заявлял, что все просто). Но почему бы ему не рассказать своим слушателям про другие работы Ленина. Например, про «Письмо товарищу о наших организационных задачах» (1902 год), цитирую:

Ленин: «...По поводу пропагандистов я хотел бы еще сказать несколько слов против обычного переполнения этой профессии малоспособными людьми и принижения этим уровня пропаганды. У нас иногда всякий студент без разбора считается пропагандистом, и вся молодежь требует, чтобы ей «дали кружок» и т. п.
          С этим надо бы бороться, ибо вреда от этого бывает очень много. Действительно выдержанных принципиально и способных пропагандистов очень немного (и чтобы стать таковым, надо порядочно поучиться и понабрать опыта), и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо.

Надо организовывать по нескольку лекций в неделю для таких лиц и уметь вовремя вызывать их в другие города, организовывать вообще объезд разных городов умелыми пропагандистами. А массу начинающей молодежи надо ставить более на практические предприятия, которые у нас бывают в загоне по сравнению с тем студенческим хождением по кружкам, которое оптимистически называется «пропагандой».
         Конечно, для серьезных практических предприятий нужна тоже основательная подготовка, но всё же тут легче найти дело и для «начинающих»...


Итак, для того, чтобы что-то из себя представлять, агитатор должен многому научиться. И если кто-то думает, что речь идет о неких технологиях работы с людьми, то это не так. Учеба агитатора заключалась прежде всего в проработке сложных вопросов теории.

Давайте вспомним другую важную работу Ленина – цикл статей «Что делать». В РСДРП еще до ее разделения на большевиков и меньшевиков тоже был спор на тему, о чем говорить с людьми, как их вовлекать в свою работу. Существовала группа «экономистов», которые говорили – надо говорить с этими рабочими на простые и понятные для них темы, говорить об их экономическом интересе (т.е. почти то же самое, о чем говорит Семин). Ленин на это сказал: "вы заработаете дешевую популярность, но это не даст вам ничего".
        Партии нужны не случайные люди, сочувствующие, которые сегодня легко пришли, а завтра легко уйдут. Нужны соратники – т.е. люди, которые будут вместе с нами бороться не за собственный экономический интерес, а за победу коммунистов и коммунистическое будущее. Единственный способ добиться этого - развивать политическое сознание рабочих. Сначала развить его у себя, а потом развивать его у других.

Развивать политическое сознание – это тебе не «пареный картофель». Это глубокая попытка человека разобраться с тем, что не так в этом мире, и как этот мир надо изменить, чтобы он стал лучше. Это марксистские кружки, постоянное самообразование в области марксизма, политэкономии, истории, философии, культуры, это ясное понимание происходящего в стране. Вот что значит развивать политическое сознание.

Прочесть пару методичек и заучить несколько простых и понятных лозунгов – это не значит развить сознание. Это – примитив и упрощенчество, которое жестко разоблачает Ленин в речи на 3 всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи:

Ленин:
     
«Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь. Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека.

Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет».

Не знаю, в кого метил Семин, когда наезжал на сложность – на тех, кто рисует квадратики, треугольники и стрелочки. Но ударил он по Ленину, Лениным же прикрываясь. А также по левой молодежи, потому что убеждать, что коммунизм прост, что он сводится к экономике (т.е. к вопросу о том, как правильно делить куски) – значит обрекать левую молодежь на заведомое поражение. В другом надо убеждать левую молодежь - "учиться, учиться и учиться". Осваивать сложность.

Обращаю также внимание на еще один тонкий момент. Константин Семин заявил, что большевики победили только благодаря агитаторам и пропагандистам, которые говорили простые вещи. При этом передача Кости Семина без ложной скромности называется...
          "Агитпроп" - т.е. агитация и пропаганда. Совпадение? Не думаю...


Оригинал взят у burevestn1k



Comments

favor_in_all
Nov. 26th, 2016 05:12 pm (UTC)
По-моему, Сёмин прав: без общественной формы собственности на средства производства и государственного планирования не стОит и говорить о социализме. Это как кричать "сладко, сладко" в надежде, что во рту на самом деле станет сладко. Сёмин выделил главное, а всё остальное - рассуждения в большей или меньшей степени уводящие в сторону от социализма. То есть - б о л т о л о г и я.
kir_bor
Nov. 26th, 2016 07:37 pm (UTC)
Никто не оспаривает тезиса об "общественной формы собственности на средства производства" весь вопрос в сведении марксизма и идей коммунизма к голой экономики, но это не так... из общественной собственности "Новый Человек" не родится.
kir_bor
Соболев Кирилл
January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Интересное...

Powered by LiveJournal.com