?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





В 1962 году, 9 Мая состоялось поистине великое событие в истории мирового искусства – премьера фильма Андрея Тарковского «Иваново детство». В том же году молодой режиссер получил главную награду Венецианского кинофестиваля.

Однако, многие кинокритики отнеслись к картине скептически. В том числе европейские критики левого толка, узревшие в «Ивановом детстве» много «буржуазного», много от потерявшего актуальность символизма и экспрессионизма, много подражательного по отношению к западному кинематографу.




9 октября 1963 года Жан-Поль Сартр направил в культовую для европейского коммунистического движения итальянскую газету «Унита» письмо, в котором преподал левым интеллектуалам урок хорошего вкуса и тонкой интерпретации. Сартр пишет:

«И мне кажется, что нужно отдать должное Тарковскому, так убедительно показавшему, что для этого ребёнка, тяготеющего к самоубийству, нет различия между днём и ночью. В любом случае он живёт не с нами. Его поступки и видения тесно переплетены. Посмотрите на его отношения со взрослыми. Он живёт среди бойцов. Офицеры, славные, смелые люди, но люди «нормальные», не пережившие трагического детства, занимаются им, любят его, хотят любой ценой вернуть его в «нормальное состояние», отправить в тыл, в школу…

Слишком поздно: ему не нужны даже родные, неизбывный ужас пережитой бойни обрекает его на одиночество… Это существо не в силах порвать нити, связывающие его с войной и смертью; ему отныне необходим этот зловещий окружающий мир; освобождающееся от страха в разгар битвы в тылу, оно будет изглодано тревогой».

Рожденный войной, ребенок без детства, ребенок с выжженной душой, по Сартру, Иван не принадлежит нашему миру: «Дело в том, что для этого ребёнка весь мир – галлюцинация, а сам он, чудовище и мученик, – галлюцинация для других, окружающих его в этом мире. …

Нам показывают его таким, кокой он есть, обнажают трагические и мрачные истоки его силы, дают увидеть, что это порождение войны, прекрасно приспособленное к военной обстановке, именно поэтому никогда не сможет адаптироваться в мирной жизни».

Пугающий сплав ужаса и нежности – вот что делает фильм Тарковского эмоционально тяжелым (с непривычки) для восприятия. Сложный, непривычный эмоциональный фон картины прекрасно ощутил французский философ: «В действительности лиризм фильма, его распахнутое небо, спокойные воды, бескрайние леса – это и есть жизнь Ивана, любовь и корни, которые у него отняты, то, чем он был, и то, чем он ещё останется, но уже никогда не сможет об этом вспомнить. Всё это видят окружающие его люди, но сам он больше не видит».

Сартр понимает, что речь идёт не о трагической судьбе одного ребенка, а о трагизме самого исторического процесса: «…снимок Ивана. Повешен в 12 лет. В ликовании целой нации, дорого заплатившей за право продолжать строительство социализма, чёрная дыра – среди многих других смерть ребёнка, смерть в ненависти и отчаянии. Ничто, даже грядущий коммунизм, не искупит её».

Конечно же, «Иваново детство» предлагает взгляд на историческое событие – взгляд особый, выламывающийся из традиций какой-либо историографии.

«Мы [европейцы] часто сталкивались со злом. Однако нам [в отличие от русских] никогда не приходилось встречаться с абсолютным злом в момент, когда оно вступает в борьбу с Добром. Это и потрясает в фильме… каково бы ни было происхождение Зла, его бесчисленные булавочные уколы Добру обнажают трагическую правду о человеке и об историческом прогрессе. И где об этом можно лучше сказать, чем в СССР, единственной стране, где слово «прогресс» имеет смысл?»

Сказанное Сартром в значительной мере относится не только к фильму Андрея Тарковского, но и к первоисточнику – к повести Владимира Богомолова «Иван». И, в конечном счете, к самой фронтовой правде, которую схватил в своем небольшом произведении фронтовик Богомолов.

Со времен перестройки часто говорят о какой-то «страшной правде о войне», подразумевая под этим вроде как замалчиваемые в советском обществе факты реальной окопной жизни, статистику смертности, жесткость решений советского руководства и т.д.

В действительности, страшная правда о войне была смело сказана – Богомоловым и Тарковским (да и не только ими). Эта правда – в невыносимости зла и страшных метаморфозах души от встречи с ним.


Источник: http://eotperm.ru/?p=1401


promo kir_bor december 12, 2016 22:38 1
Buy for 120 tokens
Движение «Суть Времени» запустило собственное информационное агентство «Красная Весна» - http://rossaprimavera.ru 24 октября 2012 года вышел первый выпуск еженедельной газеты «Суть времени» . Газета является первым и основным общефедеральным…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
alexandr3
Aug. 14th, 2016 05:22 pm (UTC)
для этого ребёнка, тяготеющего к самоубийству???

Вот как раз склонности к самоубийству я не заметил.

К борьбе, к риску - да..

Дурак этот Сартр. Один из многих великих философов.

А Тарковский - пожалуй самый великий кинорежиссер из европейских. Да и не только европейских.
magis_amica
Aug. 14th, 2016 06:30 pm (UTC)
Посмотрите на фильмы Тарковского свежим взглядом. В нем нет ничего великого.
alexandr3
Aug. 14th, 2016 06:41 pm (UTC)
Это Ваше мнение. Я придерживаюсь другово. ХОтя последние два фильма слабоваты по сравнению с советскими.
magis_amica
Aug. 14th, 2016 06:28 pm (UTC)
Вам не кажется, что Тарковский отрицает героизм в этом фильме?
alexandr3
Aug. 14th, 2016 06:43 pm (UTC)
Настоящий мастер не говорит агитками и не дает готовых рецептов.
Зритель САМ должен дойти до тех же мысле что и мальчик Иван - что фашистов, тех кто строит концлагеря надо бить не считаясь со своей и чужой жизнями.
alexandr3
Aug. 14th, 2016 08:41 pm (UTC)
"Потому что если подняться до высокого пафоса - такая Зоя Космодемьянская в роли Хари..."

Я согласен с Тарковским.. Надо не впрямую, как героиня перед врагами, а силой искусства навязывать зрителю свою правду.
magis_amica
Aug. 14th, 2016 08:43 pm (UTC)
Мда-а...
magis_amica
Aug. 14th, 2016 08:04 pm (UTC)
Как насчет "Молодой гвардии" С.Герасимова?
alexandr3
Aug. 14th, 2016 08:37 pm (UTC)
Да - сильный фильм.

И ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА тоже хороший.

Но есть и лучше - БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
В БОЙ ИДУТОДНИ СТАРИКИ.
magis_amica
Aug. 14th, 2016 08:46 pm (UTC)
Вы заражены либерализмом.
alexandr3
Aug. 14th, 2016 10:44 pm (UTC)
Просто у меня есть ВКУС.
magis_amica
Aug. 15th, 2016 08:26 am (UTC)
Во вкусах всегда отражаются взгляды.
alexandr3
Aug. 14th, 2016 06:45 pm (UTC)
В фильме есть один яркий диалог Ивана - это как призыв к действию.

В фильме нИ РАЗУ не показаны фашисты, но фильм антифашистский в высшем смыесле слова.

Это и есть мастерство.

Как Бахчисарайский фонтан.
( 15 comments — Leave a comment )
kir_bor
Соболев Кирилл
May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com