?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изучая тему становления фашистской пропаганды в Веймарской республике в 1920-е годы и её последующее развитие в III рейхе, неизбежно задаёшься вопросом: в какой мере немецкие нацисты выступали первопроходцами, а в какой – ориентировались на опыт своих предшественников?

В поиске ответа на интересующий нас вопрос обратимся за помощью к Ноаму Хомски – широко известному американскому лингвисту, философу и теоретику. Хомски часто называют «левым».

Сам он называет себя приверженцем анархо-синдикализма. В своей работе «Media Control. The spectacular achievements of propaganda» он пишет о пропаганде в США в период Первой мировой войны следующее: «…Начнем с самой первой современной правительственной операции по пропаганде. Это было при администрации Вудро Вильсона. Вудро Вилсьон был выбран президентом в 1916 году на волне избирательного призыва «Мир без Победы» (“Peace without Victory”).

Это было как раз в разгар Первой Мировой войны. Население было крайне пацифистским и не видело причин для участия в европейской войне. Администрация Вильсона же фактически сделала ставку на войну и должна была что-то с этим решать.

Они создали Государственную комиссию по пропаганде, так называемый Комитет Криля, которая преуспела в своей деятельности и в течение шести месяцев превратила мирно настроенное общество в общество воинствующей истерии, жаждущее уничтожить все немецкое, разорвать всех немцев на кусочки, идти на войну и спасти мир. Это было главное достижение, которое повлекло за собой и дальнейшие достижения…»

Итак, Хомски сообщает нам о масштабной пропагандистской кампании, коренным образом переломившей настроения американского общества в выгодном для администрации Вильсона направлении. Этот прецедент имел место незадолго (по историческим меркам) до становления гитлеровского режима. Он продемонстрировал, что пропагандистская кампания, развернутая по хорошо составленным чертежам, способна превзойти самые смелые ожидания.

Цитата: «…В то время и после войны аналогичные средства были использованы, чтобы возбудить истерию по поводу так называемой «Красной угрозы» (hysterical Red Scare) [Здесь речь идет о коммунистических и прокоммунистических организациях в США, которые в итоге были разрушены - прим], которые в значительной степени привели к успеху в разрушении Советов, устранив на своем пути такие опасные преграды, как свободу слова и свободу политической мысли. Огромная поддержка при этом исходила от средств массовой информации, от элиты бизнеса, которая фактически организовала и продвинула большую часть данной работы, что, в общем, было большим успехом…». [1]

Далее Хомски описывает то, что явно не вяжется с представлением о демократии, как фундаменте любого справедливого общества, которое столь настойчиво транслируют миру США.

«Среди тех, кто активно и с энтузиазмом принимал участие в «Войне Вильсона» были так называемые прогрессивные интеллектуалы, люди из круга Джона Дьюи, которые с гордостью, как вы можете видеть по их собственным записям в то время, показывали, как «наиболее интеллектуальная часть общества» (как они это называли) в их лице была способна подтолкнуть к войне совершенно не предрасположенное к тому население, вселяя ужас и вызывая воинствующий фанатизм.

Средства, которые при этом были использованы, были самые разнообразные. Например, огромное количество сфабрикованных зверств в исполнении немцев: бельгийские дети с оторванными руками и все эти ужасные вещи, о которых вы всё еще можете прочесть в книгах по истории. Большая часть всего этого была изобретена министерством пропаганды Великобритании, чьей обязанностью в то время, в соответствии с секретными материалами, было «направлять мысль наибольшей части мира» [1].


Итак, Хомски сообщает о существовании в США в эпоху Первой мировой группы «прогрессивных интеллектуалов», «людей из круга Джона Дьюи», которые специфическим образом организовали пропагандистскую войну против кайзеровской Германии, вынудив не склонное к ведению войны общество захотеть этой войны и двинуться по искусственно навязанной ему траектории.

«…Но самое главное, они [прогрессивные интеллектуалы – прим.] хотели контролировать умы наиболее интеллигентной части сообщества в Соединенных Штатах, которые затем стали бы распространять состряпанную пропаганду и поворачивать мирно настроенную страну в сторону воинствующей истерии.

Это работало, притом работало очень хорошо. Всё это послужило уроком: Государственная пропаганда, будучи целиком поддержанной интеллигенцией, и при отсутствии каких-либо отступлений от выбранной линии, может дать огромный эффект. Этот урок был усвоен и Гитлером и многими другими, он же продолжает усваиваться и по сей день…» [1].

Гитлер воспринимал поражение кайзеровской Германии в Первой Мировой крайне болезненно и в числе основных причин поражения видел неспособность Германии всерьёз противостоять пропагандистской машине британского и американского правительств.

Осмысливая в книге «Майн кампф», в том числе, опыт Первой мировой, Гитлер подчеркивал силу информационно-психологического оружия: правильно применяя пропаганду, можно добиться огромных результатов.

Он также отмечал, что исследования, касающиеся эффективной пропаганды, ему пришлось проводить на основании вражеского опыта, поскольку там, где Германия не делала ровным счетом ничего, враг виртуозно рассчитывал каждый свой шаг. Гитлер утверждал, что сам он многое почерпнул именно из арсенала вражеской военной пропаганды.

Гитлеру вторил в этом вопросу Йозеф Геббельс. Министр пропаганды фашистской Германии признавал, что во время Первой мировой войны англичане блестяще реализовали свой план по дискредитации Германии в глаза всего мира, так что, ненавидя англичан, их опыт необходимо изучать и развивать.

Один из приемов английской пропаганды, которым Геббельс позднее успешно пользовался, состоял в том, чтобы ограничиться несколькими сильными лозунгами и затем систематически вдалбливать эти лозунги в мозги миллионов людей – тогда на выходе возникает эффект массового гипноза.

И Геббельс, и Гитлер характеризовали антигерманскую пропагандистскую кампанию Англии, как неописуемое вероломство в отношении наивной Германии. В геббельсовской статье «Дети с отрубленными ручонками», вышедшей в июне 1939 года, нарисована такая картина: Англия беспардонно обливала Германию грязью, а добрые граждане Германии, изумляясь тому, какая ложь льется на их страну, в глубоком недоумении качали головами. То есть в этой картине мерзкая Англия атакует невинную Германию.

Это образец одного из пропагандистских приемов, которыми пользовались и Геббельс и Гитлер. Гитлер в «Майн кампф» прямо указывал на категорическую недопустимость разделения вины за войну между странами-участницами. Он призывал неустанно пропагандировать мысль о том, что вину всегда следует приписывать противнику – даже если в действительности это не так.

(Продолжение следует).

1. Noam Chomsky. «Media control. The spectacular achievements of propaganda» (перевод с английского А.А. Поспелова).


Оригинал взят у ap_love_82