?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





В свет вышло очередное детище шведской конторы Paradox Interactive – игра «Hearts of Iron 4». Сама собой она представляет т.н. глобальную стратегию, действие которой посвящено предпосылкам, событиям и последствиям второй мировой войны.

Играть мы начинаем либо в 1936 году, либо в 1939 (кому как нравится) и ведем выбранную державу к победе в войне, которая непременно разгорится. Вроде – игра как игра. Все типично и для жанра, и для конкретно парадоксовских стратегий.












Вот только игра – это всегда некоторая модель реальности. А чтобы сделать модель – тебе надо выбрать концепцию, набор правил, по которым ты будешь сжимать реальность до модели.

И в данном случае Paradox Interactive полезли за вдохновением к идеологемме об одинаковости фашизма и коммунизма.

Итак, мы начали играть за случайную державу, нам предлагают выбрать фокус национальной политики. И что же мы видим? Карл Поппер бы прослезился:




       

           Ведь вот оно! Нагляднее некуда - дух коллективизма – это связующее звено коммунизма и фашизма (надо ли добавлять, что и там, и там – политическим строем назван тоталитаризм; но полит.строй – это вещь внешняя, авторы же хотят нас убедить во внутренней (идейной) связи между фашизмом и коммунизмом).

И ничего не надо рассказывать, ни про фашистский миф, ни про коммунистического нового человека. Этих идей нет. Есть противопоставление духа коллективизма духу свободы, то есть либерализму; и уравнивание через это коммунизма с фашизмом.

Мол, коммунисты, конечно, били фашистов, но произросли они из одного корня из корня отрицания свободы личности! А раз фашизм – мерзок, то и коммунизма мерзок. А великие и прекрасные – это (видимо) те, кто борется за свободу. Кстати, если вдруг кто-то усомнится, кому суждено победить в войне, ему подскажут:



Я понимаю, что это попытка дать описание амбиций, но где амбиции Советского Союза, который понимал, что скоро Германия объявит ему войну и тоже нацеливался на победу? Про СССР есть следующие строки:





Значит, согласно мнению ребят из Paradox Interactive – правительство СССР – это кровавые эксплуататоры и параноики.

Что дальше?



Германия и Италия. Тут вообще интересно. Экономика растет, экспансия и все дела. И я отмечу, мне понятна хитрая идея – дать типа оценку державам на момент до начала войны, когда ещё фашизм (якобы) не явил миру в полной мере свой живодерский оскал.

Но чья это оценка?

В Германии – экономический рост, в Италии – славная эпоха, в СССР – индустриализация, коллективизация (про экономический эффект которых – ничего не сказано) и жертвы плюс паранойя власти. Показательно, да?

И вывод из таких опусов можно сделать только один, что коммунизм и фашизм не только – два тоталитаризма; но коммунизм – хуже фашизма.

Как всегда мерзко и как всегда точно по методичке.

Надо ли в это играть? Очевидно - нет. По таким играм конечно можно было бы учить историю, иллюстрировать какие-либо вещи, да и вообще интерес есть из разряда – а что если. Но – пока что я лично вижу не историю, а пропаганду. Пропаганду, поданную под видом игры, авторы которой вроде как стремятся к исторической достоверности:





P.S.: Что тоже важно – я лично вообще не очень понимаю игры, где ты можешь повернуть историю вспять и установить мировую фашистскую диктатуру. Ладно, балуйся с тем – в каком году пришли на помощь союзники, или типа того.

Но, предельно мягко говоря - странно и заставляет задуматься, когда ты можешь возглавить третий рейх и устроить виртуальный фашистский реванш.



Оригинал взят у severskiys