?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Вернемся к рассмотрению фильма «Аватар» и к тому, как показана в этом фильме архаика, ключевые детали для доисторических сообществ переданы точно и узнаваемо. Вот некоторые из них:




3. Абстрактность божеств и общая сакральность мира.

Особенность доисторической религиозности в том, что она, в нашем понимании, абстрактна. Божества пока не оформлены, у них нет образа, а есть только проявления.

Так и у На’ви, Эйва - это абстрактная сила, управляющая миром, которая вмешивается в повседневность только ради поддержания мирового порядка. При этом весь мир есть ее воплощение, и, значит сакрален.

И в принципе, нет пока четкого разделения на поту- и посюстороннее. Мир архаики един, божественен и весь является предметом почитания.




Весь мир На’ви — храм сакрального




Божественное дерево как образ  Эйвы


4.Инициации.

Инициации в архаических обществах были одним из стержней организации общественной жизни. Они маркировали собой переход члена племени из одного состояния в другое.

Как правило, такой переход подразумевал прохождение предельных испытаний, связанных или с опасностью смерти, или с умением превозмогать себя, или с подтверждением каких-то особых способностей. 

Инициации выполняли функцию культурного регулятора, отсеивая «недостойных» и преобразуя «достойных» в нужное качество. Инициации присутствуют во всех архаических культурах как обязательный элемент. В фильме упоминается несколько подобных испытаний, не пройдя которые главный герой не может стать полноценным членом племени. Наиболее ярко показано финальное испытание, приручение икрана:



Вот только жалко не показывают что случается с теми, кто приручить не сумел. Да?


5. Особенности языка.

По большому счету, именно антропологические фантазии создателей фильма произвели наибольшее впечатление. Ведь в реальности стороннему наблюдателю крайне сложно понять первобытную обрядовость, в фильме же она адаптирована под современное сознание и поэтому выглядит и наглядно, и понятно.

Правда, встает вопрос: почему все касаемое технического будущего сделано на достаточно примитивном уровне, тогда как реконструкция культуры На’ви — так достоверно, проработана и узнаваема? Уж не потому ли, что в отличие от научного футуризма, тема неоархаизации сейчас живо обсуждается и исследуется? Причем настолько живо, что уже лет сто является привычным фоном интеллектуальной жизни на западе, где и члены королевских семей, и миллиардеры от высоких технологий, и актеры, и ученые, все вдруг озаботились темой равновесия, возврата к природе и «устойчивым» развитием.

А что может быть устойчивее палеолита? Больше двух миллионов лет очень устойчивого развития и жизни в гармонии с природой. Так что, в определенном смысле, это даже закономерно, что один из самых дорогих и успешных фильмов создан на базе мейнстримного представления западных интеллектуалов о палеолитических мифах.





Но это первый, бросающийся в глаза момент. Вторым же становится то, как легко и быстро создаваемый неоархаической мифологией привлекательный образ нового мироустройства находит отклик как у положительных героев фильма, так и у зрителей.

Можно сказать, что с помощью фильма проведено массовое социологическое исследование ментальности западного общества. По результатам видно, что процесс идет в «нужном» направлении: зритель узнает в фильме «себя», «свои» проблемы и «свой» подсознательный идеал.

Ведь не только главный герой, чей выбор можно объяснить неполноценностью существования, духовным кризисом инвалида-ветерана и внезапной любовью, но и ученые, техники и даже солдаты вполне себе разделяют взгляды главного героя на «правильное» мироустройство. И мало того, не просто разделяют, но готовы за эти взгляды убивать бывших соплеменников.




Земной ученый убивает соплеменников ради гармонии с природой



Земной солдат убивает сослуживцев



Он, даже раскраску нанесла как у "местных".
Никакой логической мотивации в ее поступках нет, но реархаизируемому сознанию рациональность и не нужна





Еще один "новый герой" убивает сослуживцев за право жить в гармонии с природой





"Свободные люди" гуманно отправляют "недочеловеков домой". Опять же логика отключена даже у "ученых", но это не важно. Главное то, как просто современный человек готов принять предательство

А зрители? На что будут готовы зрители?

И когда?

Продолжение следует…

Литература

1. Ф. Кликс. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта, Москва, Пргресс,1983, — 302 с.

2. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3

3. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I)

4. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2

5. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х



Оригинал взят у cultprosvet_mag




Comments

( 1 comment — Leave a comment )
millord
Mar. 12th, 2016 03:14 pm (UTC)
Ключевой момент - лёгкость предательства.
Именно на предательство идеалов Научно Технических Революций нас и толкают. А там один шажочек и текущие технологии уже "магия".
( 1 comment — Leave a comment )
kir_bor
Соболев Кирилл
May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Интересное...

Powered by LiveJournal.com