?

Log in

Previous Entry | Next Entry



У каждой эпохи должен быть свой образ будущего. Был такой образ и у молодого Советского государства. В эпоху первых пятилеток грандиозные планы построения нового общества требовали и соответствующих ценностных ориентиров, которые должны были объединить многонациональное государство. Советская власть задействовала в формировании новых нравственных установок огромные силы, в этот процесс были вовлечены, театр, музыка, кино, поэзия. 

В этом смысле кинолента Александра Довженко «Аэроград» является как реализацией идейных ожиданий эпохи. Аэроград – это город мечты, город фантазия, который по замыслу режиссера вот-вот должна быть построен, несмотря на противоборство врагов внутренних и врагов внешних.

Дух той эпохи Довженко передал весьма точно – страна буквально продиралась через заросли неприятия нового общества. Конечно не все приняли советскую власть, гражданская война это показала, но и после гражданской войны на Дальнем Востоке сопротивление было большим. Местные колхозники, летчики и герои Гражданской войны в фильме ведут ожесточенную борьбу с кулаками, староверами, бывшими бандитами. и диверсантами из Японии.

Также в противостояние Добра и Зла режиссер вводит еще один элемент, он сталкивает двух старинных друзей – коммуниста Глушака и вредителя Худякова.  Глушак, в итоге убивает бывшего друга. Сцена смерти Худякова - одна из самых самую запоминающихся и драматичных в фильме. Она воспринимается как трагедия человека, когда друг убивает друга ради служения наивысшей Цели – цели построения светлого и справедливого будущего. Стоит отметит, что весь фильм пронизан пафосом и метафорами. Герои фильма буквально говорят белыми стихами.

При этом поражает финал фильма. В кадре мы видим десятки летящих самолетов с крыльев которых прыгают сотни парашютистов. Этими кадрами Довженко показывает, что это не просто демонстрация военной мощи. Это - подлинный гимн человеческой смелости. Ради этого разворачивалась на экране причудливая история, ради этого стоило сражаться.



В фильме помимо достижений цивилизации с ее многочисленными самолетами, покорившими небо, присутствует и природа – бесконечные пространства дикой и загадочной тайги, бездонное дальневосточное небо. Довженко показывает величие прогресса, при этом прогресс не находится в столкновении с самой природой. Они как бы дополняют друг друга.   В этом смысле символична семья, образованная летчиком Владимир, человеком нового времени с представительницей коренного народа.








Самого Аэрограда в фильме мы не увидим, он остается мечтой. Он оживает в мечтах главных героев.  О нём говорят, молодой чукча слагает свои песни, посвященные городу. Но города нет, он не существует, его только собираются построить.

Однако, после просмотра фильма остается стойкое ощущение, что город будет построен. Потому, что Новый человек может все. Новое время живет предчувствием великих свершений, именно это предчувствие, точно подхвачено Довженко.



За несколько лет до выхода киноленты на экраны Илья Эринбург так описывал дух того времени – дух великих строек: «…Люди жили как на войне. Они взрывали камень, рубили лес и стояли по пояс в ледяной воде, укрепляя плотину. Каждое утро газета печатала сводки о победах и о прорывах, о пуске домны, о новых залежах руды, о подземном туннеле, о мощи моргановского крана.

Люди глядели на кран, который шутя подхватывал огромные болванки, и они понимали, что победа обеспечена. Они забирались в свои землянки. Крохотные печурки дымили. Находила зима. Мороз выжимал из глаз слезы, и от мороза плакали бородатые сибиряки — красные партизаны и староверы, не знавшие в жизни других слез. <…>

Люди торопились с кладкой огнеупорного кирпича. Они устанавливали, что ни день, новые рекорды, и в больницах они лежали молча с отмороженными конечностями… <…>

Они валились без сил. Но они продолжали строить, и революция снова жгла сердца людей, как в годы Чапаева, сибирских партизан и Конармии: теперь она жгла их так, как жжет пальцы металл на пятидесятиградусном морозе…»

Именно так, главной ценностью молодого советского государства стал человек труда, труда преобразующего, созидательного, общественно значимого, освобождённого от эксплуатации. Добросовестный труд на благо общества, коллективизм, творческое отношением к труду – на долгое время стали основными маркерами развития советской культуры.

Об ударном труде снимали фильмы, а о рабочих специальностях слагали песни. И в Моральном кодексе строителя коммунизма добросовестный труд на благо общества следовал сразу после первого принципа любви к социалистической Родине.

«Аэроград» стал именно воплощением мечты, что человек сможет построить рациональное общество, свободное от отчуждения и эксплуатации.




promo kir_bor december 12, 22:38 1
Buy for 120 tokens
Движение «Суть Времени» запустило собственное информационное агентство «Красная Весна» - http://rossaprimavera.ru 24 октября 2012 года вышел первый выпуск еженедельной газеты «Суть времени» . Газета является первым и основным общефедеральным…
kir_bor
Соболев Кирилл
July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com